УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ 

 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО» ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В 

АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ТОМ 2

 

ЛЕКЦИЯ 7.

Вернуться к оглавлению

 

Основы профилактики коррупции

 

08. 12. 2025 г

 

9.  План лекций профессора Чернова С.Н.

по теме:

 

20.  Основы профилактики коррупции.   

 

 

18. 08.12.2025-12.12.2025

1. Законодательство о борьбе с коррупцией

 

Противодействие коррупции в 2025 году. Законодательство, ответственные, штрафы.

 

·

 

 

1.          Коррупция остаётся одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию государства и общества. В Российской Федерации борьба с этим явлением ведётся на законодательном уровне, и в 2025 году продолжаесовершенствование нормативно-правовой базы, направленной на противодействие коррупции. Основу антикоррупционного законодательства Российской Федерации составляют следующие ключевые нормативные акты:

•Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Этот закон определяет основные принципы противодействия коррупции, меры по её предупреждению, а также ответственность за коррупционные правонарушения.

•Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Закон устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы, направленной на выявление в НПА положений, способствующих возникновению коррупционных проявлений.

•Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2024 г. № 71 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации». Данный указ конкретизирует полномочия Совета при Президенте по противодействию коррупции, усиливая его роль в координации антикоррупционной политики.

•Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2024 г. № 515 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Постановление дополняет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, уточняя категории актов, не подлежащих независимой антикоррупционной экспертизе.

 

 

2. Планируемые изменения в антикоррупционном законодательстве

 

В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в 2025 году планируется внедрение следующих изменений:

•Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 533-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вводит дополнительные требования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, направленные на предотвращение коррупционных рисков.

•План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2025–2028 годы. Утверждённый 20 декабря 2024 года, этот план включает мероприятия, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

•Приказ Минцифры России № 1127 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2025–2027 годы». Приказ, изданный в январе 2025 года, направлен на реализацию мер по предупреждению коррупции в сфере цифрового развития и связи.

 

 

3. Ответственные органы и их полномочия

 

В Российской Федерации за реализацию антикоррупционной политики отвечают следующие органы:

•Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Совет координирует деятельность федеральных органов государственной власти в сфере противодействия коррупции, разрабатывает предложения по совершенствованию антикоррупционной политики.

 

•Генеральная прокуратура Российской Федерации. Осуществляет надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проводит проверки и принимает меры прокурорского реагирования.

 

•Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ). Ведёт оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление и пресечение коррупционных преступлений.

 

•Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД). Осуществляет расследование коррупционных преступлений, проводит профилактическую работу по предупреждению коррупции.

 

•Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Реализует меры по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе, контролирует соблюдение антикоррупционного законодательства среди сотрудников.

 

4. Штрафные санкции за коррупционные правонарушения

 

Российское законодательство предусматривает строгие меры ответственности за коррупционные правонарушения, включая административные и уголовные штрафы:

 

•Административные штрафы. За совершение коррупционных правонарушений, таких как незаконное получение подарков или несоблюдение ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, могут быть наложены административные штрафы в размере от 10 000 до 500 000 рублей в зависимости от тяжести нарушения.

•Уголовные штрафы. За преступления, связанные с коррупцией, такие как получение или дача взятки, предусмотрены уголовные штрафы, размер которых может достигать нескольких миллионов рублей. Например, за получение взятки в крупном размере предусмотрен штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет.

 

•Дополнительные меры. Кроме штрафов, за коррупционные преступления могут быть назначены такие наказания, как лишение свободы, дисквалификация на определённый срок, конфискация имущества и запрет занимать определённые должности.

 

5. Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение

 

В 2025 году особое внимание уделяется мерам профилактики коррупции, включающим:

•Антикоррупционное просвещение. В соответствии с поручением Президента РФ, органы власти и образовательные учреждения внедряют программы обучения, направленные на формирование антикоррупционной культуры среди граждан, государственных и муниципальных служащих.

•Электронные сервисы и цифровизация госуслуг. Расширение использования цифровых платформ позволяет снизить коррупционные риски, исключая личный контакт заявителя и должностного лица при оформлении документов, лицензий, разрешений и иных государственных услуг.

 

•Декларирование доходов и контроль за расходами должностных лиц. В 2025 году продолжается усиление контроля за соответствием доходов и расходов государственных и муниципальных служащих. Органы прокуратуры и ФНС активно проводят проверки достоверности подаваемых деклараций.

 

•Комплаенс-контроль в организациях. Государственные и частные компании обязаны внедрять внутренние антикоррупционные программы, включающие механизмы выявления и предотвращения коррупционных нарушений. В 2025 году особое внимание уделяется разработке корпоративных кодексов этики и обучению сотрудников методам противодействия коррупции.

 

 

 

 

В 2025 году российская политика противодействия коррупципродолжает развиваться, усиливаются контрольные и надзорные функции, внедряются цифровые технологии, минимизирующие коррупционные риски. Государство активно совершенствует нормативно-правовую базу, а также внедряет механизмы превентивных мер, направленных на снижение коррупции в различных сферах.

 

Для государственных и муниципальных служащих важно не только знать актуальные законодательные нормы, но и принимать активное участие в формировании прозрачной и добросовестной служебной среды. Соблюдение антикоррупционных стандартов и принципов открытости является неотъемлемым условием эффективного государственного управления.

 

 

 

2. Меры по профилактике по борьбе с коррупцией

 

3. Борьба с коррупцией включает в себя12:•Предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции).

 

•Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

•Минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.

•Антикоррупционное законодательство.

•Аналитика и методы борьбы с коррупцией

 

1.

 

Противодействие коррупции - Генеральная прокуратура Российской Федерации

 

 

Противодействие кор

 

2. Меры по профилактике по борьбе с коррупцией

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

 

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Антикоррупция на госслужбе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О противодействии коррупции

 

Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ).

 

 

В соответствии с ФЗ коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено, что противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением.

 

Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (http://state.kremlin.ru/council/12/news).

 

 

 

 

Материалы Минтруда России

Методические материалы по вопросам противодействия коррупции

Соблюдение иных запретов и ограничений

Организация ротации государственных гражданских служащих

Материалы, связанные с выполнением Российской Федерацией Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

 

Информационно-методические материалы по противодействию коррупции

 

В разделе представлены материалы по вопросам реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции:

 Информационные материалы судебной и административной практики по противодействию коррупции

О принятых мерах прокурорского реагирования

Учебно-методические и иные материалы

Материалы совещаний, научных конференций, семинаров по вопросам противодействия коррупции

Материалы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов (апрель 2019).

Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов (октябрь 2019).

 

Организационные основы противодействия коррупции

 

Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

 

Разработку и принятие ФЗ по вопросам противодействия коррупции, а также контроль деятельности органов исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание РФ.

 

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов госвласти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие госорганы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

 

Меры по профилактике коррупции

 

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах госвласти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей госслужбы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

внедрение в практику кадровой работы федеральных органов госвласти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение госслужащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

 

Деятельность государственных органов по противодействию коррупции

 

Основными направлениями деятельности госорганов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1.проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2.создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных госорганов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3.принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4.совершенствование системы и структуры госорганов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5.введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6.унификация прав госслужащих, лиц, замещающих государственные должности РФ, госдолжности субъектов РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;

7.обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

8.обеспечение независимости средств массовой информации;

9.неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10.совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11.совершенствование порядка прохождения госслужбы;

12.обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

13.устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14.совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении госпомощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15.повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16.укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17.усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18.передача части функций госорганов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19.сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на госслужбу квалифицированных специалистов;

20.повышение ответственности федеральных органов госвласти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21.оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

 

Представление сведений о доходах, расходах и об имуществе

 

Обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах, расходах) отдельных категорий госслужащих, работников и иных граждан предусмотрена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами в целях противодействия коррупции.

 

Гражданин при поступлении на госслужбу, а также госслужащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о доходах.

 

Государственный служащий ежегодно представляет:

1.сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

2.сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

 

Лица, замещающие должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам» и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

Законодательством установлена обязанность лица, замещающего одну из должностей, включенных в соответствующий перечень, отчитываться за себя и за своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход указанного лица за три последних года, предшествующих совершению сделки. Эта обязанность возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

 

Сведения о доходах, расходах с 1 января 2015 года представляются по утвержденной Президентом РФ форме справки. При этом сведения о доходах являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

 

Проверка достоверности и полноты сведений о расходах осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

 

Сведения о доходах, расходах служащих, замещающих должности, по которым предусмотрено размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных государственных органов, госорганов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ. Так, для федеральной госслужбы такой порядок установлен Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».

 

Непредставление госслужащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с госслужбы.

 

Виды взысканий за коррупционные правонарушения и порядок их применения в отношении к государственным гражданским служащим установлен статьями 59.1 — 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а в отношении госслужащих иных видов, — законодательными актами, регулирующими порядок прохождения соответствующего вида госслужбы.

 

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

 

Конфликт интересов на госслужбе представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

 

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего понимается возможность получения госслужащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) для себя или для третьих лиц, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 

В случае возникновения у госслужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, госслужащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме.

 

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у госслужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности госслужбы в порядке, установленном законодательством РФ.

 

Для соблюдения требований к служебному поведению госслужащих и урегулирования конфликтов интересов в госоргане, федеральном государственном органе по управлению госслужбой и госоргане субъекта РФ по управлению госслужбой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликтов интересов.

 

Непринятие госслужащим, являющимся стороной конфликта, интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего со службы.

 

Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

 

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

 

В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.28. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).

 

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29. КоАП РФ).

 

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

 

В соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК).

 

В частности, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

 

Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.   

В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к ответственности.

 

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии.

 

Работники СППК как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.

 

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

 

Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

 

Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупционным проявлениям.

 

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя:

 

•предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции);

 

 

•борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);

 

 

•минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.

 

 

 

В этих целях СППК выполняются задачи по обеспечению:

 

•своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий;

 

 

•прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

 

 

•прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлени коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;

 

 

•привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;

 

 

•защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах полномочий, предоставленных законодательством; возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

 

 

 

В соответствии с поставленными задачами СППК осуществляют следующие функции:

 

 

 

•надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

 

 

•надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;

 

 

•антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

 

 

•координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;

 

 

•надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;

 

 

•поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

 

 

•обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;

 

 

•возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц;

 

 

•мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции, выработка предложений по его совершенствованию;

 

 

•участие в международном сотрудничестве в области борьбы с коррупцией с международными организациями и антикоррупционными структурами других государств;

 

 

•деятельность по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;

 

 

•работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции;

 

 

•работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

    

 

 

 

 

 

 


Институт экономики и права    Информационные технологии Кодекс    Астрономическая обсерватория ПетрГУ   Яндекс.Метрика

  

© 2025 КР Центр (Карельский региональный центр права и публичной политики).