УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО» ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В
АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ТОМ 1
ЛЕКЦИЯ 2.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
По графику 3. Срок (22.09. 2025 -26.09.2025 г.)
План лекций профессора Чернова С.Н.
по теме:
2 Предупреждение коррупции в организации
Федеральный закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации принимать и реализовывать антикоррупционные меры. Но единых российских стандартов нет, поскольку у каждой компании своя специфика. В нормативных документах есть общие принципы построения антикоррупционной системы и обязанности организации в области предупреждения коррупции. Рассказываем в статье, что нужно учесть при их применении на практике.
«Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)»
Главная » Противодействие коррупции » Методические материалы » «Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)»
Понятие коррупции.
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Формы коррупции.
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Злоупотребление полномочиями
Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Коммерческий подкуп
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Ответственность за коррупцию.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.
То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.
Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— вымогательство взятки;
— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Зачем нужно предупреждение коррупции в организации
Каждая компания обязана принимать антикоррупционные меры в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, в том числе:
Антикоррупционные меры дают эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Компания укрепляет свою деловую репутацию, повышает доверие со стороны надзорных органов, деловых партнеров и потребителей. Снижается риск штрафных санкций из-за неправомерных действий должностных лиц организации.
Кроме того, внедрение антикоррупционных практик способствует добросовестному поведению сотрудников. Это уменьшает вероятность убытков компании из-за растрат и злоупотреблений.
Минтруд России выпустил Методические рекомендации по разработке и принятию антикоррупционных мер в организациях. Каждая компания может взять их за основу при планировании своих мероприятий.
Как оценить коррупционные риски
В каждой организации будет своя специфика профилактики правонарушений. На состав и содержание антикоррупционных мероприятий влияют:
Первый этап планирования деятельности по антикоррупции — это оценка коррупционных рисков. Так выстроенная система профилактики будет соответствовать специфике компании, а не носить формальный характер.
При оценке рисков можно руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России. Поручить проведение процедуры лучше тем, кто в дальнейшем будет отвечать в компании за антикоррупционную деятельность.
Оценку рисков делают как при разработке мероприятий, так и на постоянной основе. Это нужно, чтобы система профилактики менялась вместе с развитием бизнеса. Минтруд России в письме от 30.09.2020 № 18-2/10/П-9716 разъясняет, что основа качественного планирования в этой сфере — адекватная оценка рисков.
Как назначить ответственных за предупреждение коррупции
Работодатель самостоятельно определяет, кто у него будет заниматься антикоррупционной работой, в зависимости от специфики компании. Минтруд России считает допустимыми четыре варианта:
1. Создается отдельное подразделение. Это вариант подходит для крупных компаний и холдинговых структур.
2. Назначается отдельный работник, освобожденный от других обязанностей. Он может подчиняться напрямую директору или работать в какой-то службе, отделе.
3. Функции по антикоррупции выполняет одно из существующих структурных подразделений — служба безопасности, служба внутреннего контроля, юротдел, управление персоналом и др. Директор также может распределить обязанности между ними.
4. Антикоррупционные функции выполняются по внутреннему совмещению должностей. Такой вариант подходит для микропредприятий.
Перечень примерных функциональных обязанностей специалиста по антикоррупции приведен в Методических рекомендациях и профессиональном стандарте 09.004 «Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений». Минтруд рекомендует закрепить их в трудовом договоре или в должностной инструкции конкретного работника.
Какие локальные акты по антикоррупции надо разработать
Конечного перечня внутренних документов нет, поскольку не существует единых стандартов. Каждая организация самостоятельно определяет список регламентов и положений. Но Минтруд рекомендует разработать:
Это примерный перечень. Работодатель может установить все процедуры в одном-двух локальных актах или разработать отдельные документы по каждой из них.
Кроме этого, Минтруд рекомендует выпускать памятки, информационные письма, презентации и другие обучающие материалы для сотрудников. Они помогают формированию этичного поведения и пониманию антикоррупционных процедур.
Что в итоге
Оценка рисков, назначение ответственных и разработка локальных актов — это организационный этап. От того, как он реализован, зависит будущее состояние системы предупреждения коррупции в организации — останется ли она «на бумаге» для проверяющих или реально станет частью бизнес-процессов компании.
Разобраться с практическими нюансами антикоррупционной работы поможет специальное обучение. Минтруд рекомендует проходить его руководителям и специалистам, ответственным в этой сфере.
«Первый ФУАП» предлагает пройти повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Предупреждение коррупции в организациях». Курс состоит из одного теоретического и четырех практических модулей. Вы получите не только знания, но и навыки организации антикоррупционной работы.
У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Антикоррупционное обучение
Обучение по противодействию коррупции: кому обязательно проходить
Императивных норм об обязательном антикоррупционном обучении в Законе 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в Законе 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» нет. Такая подготовка рекомендована как часть профессионального развития служащих Указом Президента РФ 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». Разбираем в статье особенности обучения по противодействию коррупции: кому все-таки обязательно проходить и по каким программам.
Антикоррупционное обучение
Типовые программы в области противодействия коррупции: обучение госслужащих
Минтруд России разработал проекты пяти Типовых антикоррупционных программ обучения для государственных и муниципальных служащих, работников внебюджетных фондов, госкорпораций и ведомственных организаций. Согласно п. 34а Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, документы должны быть утверждены до 1 июня 2022 года. Скачать проекты Типовых программ.
Антикоррупционное обучение
О прокурорском надзоре в сфере противодействия коррупции
Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. Одним из приоритетных направлений ее контрольной деятельности объявлено предупреждение коррупционных правонарушений. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10.10.2022 № 581 определяет основные мероприятия по прокурорскому надзору в этой сфере. Руководителям, служащим, предпринимателям будет полезно узнать, на что будут обращать внимание прокуроры при контроле выполнения антикоррупционного законодательства.
Антикоррупционное обучение
Минтруд России разработал рекомендации по антикоррупционной политике для организаций всех форм собственности. Они содержат практические шаги по работе в этой сфере. Документ будет полезен руководителям компаний и специалистам, ответственным за профилактику и борьбу с коррупцией.
1.Правовая база борьбы с коррупцией.
Противодействие коррупции в 2025 году. Законодательство, ответственные, штрафы.
Среда, 05 марта 2025
3894 просмотров
Коррупция остаётся одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию государства и общества. В Российской Федерации борьба с этим явлением ведётся на законодательном уровне, и в 2025 году продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на противодействие коррупции. В данной статье рассмотрим действующие и планируемые к вступлению в силу нормативные правовые акты (НПА) Российской Федерации, ответственных за их реализацию, а также предусмотренные штрафные санкции.
1. Действующее законодательство о противодействии коррупции
Основу антикоррупционного законодательства Российской Федерации составляют следующие ключевые нормативные акты:
2. Планируемые изменения в антикоррупционном законодательстве
В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в 2025 году планируется внедрение следующих изменений:
3. Ответственные органы и их полномочия
В Российской Федерации за реализацию антикоррупционной политики отвечают следующие органы:
4. Штрафные санкции за коррупционные правонарушения
Российское законодательство предусматривает строгие меры ответственности за коррупционные правонарушения, включая административные и уголовные штрафы:
5. Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение
В 2025 году особое внимание уделяется мерам профилактики коррупции, включающим:
В 2025 году российская политика противодействия коррупции продолжает развиваться, усиливаются контрольные и надзорные функции, внедряются цифровые технологии, минимизирующие коррупционные риски. Государство активно совершенствует нормативно-правовую базу, а также внедряет механизмы превентивных мер, направленных на снижение коррупции в различных сферах.
Для государственных и муниципальных служащих важно не только знать актуальные законодательные нормы, но и принимать активное участие в формировании прозрачной и добросовестной служебной среды. Соблюдение антикоррупционных стандартов и принципов открытости является неотъемлемым условием эффективного государственного управления.
Правовые основы противодействия коррупции
3. Перечень основных нормативных правовых и иных актов по тематике противодействия коррупции приведен в приложении 1.
4. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
4.1. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
а) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
б) законность;
в) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
г) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
д) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
е) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
ж) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
5. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
5.1. Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) предусмотрены следующие основные составы преступлений, связанные со злоупотреблением полномочиями.
5.1.1. В соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ злоупотребление полномочиями - использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
5.1.2. В соответствии с частью 1 статьи 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
5.2. Исходя из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий":
а) корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);
б) личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
5.3. УК РФ предусмотрены следующие основные составы преступлений, связанные со взяточничеством.
5.3.1. В соответствии с частью 1 статьи 290 УК РФ получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
5.3.2. В соответствии с частью 1 статьи 291 УК РФ дача взятки - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу).
5.3.3. В соответствии с частью 1 статьи 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
5.3.4. В соответствии с частью 1 статьи 291.2 УК РФ мелкое взяточничество - получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
5.4. В соответствии с частью 1 статьи 204 УК РФ коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
5.4.1. В соответствии с частью 1 статьи 204.1 УК РФ посредничество в коммерческом подкупе - непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, в значительном размере.
5.4.2. В соответствии с частью 1 статьи 204.2 УК РФ мелкий коммерческий подкуп - коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей.
5.5. В соответствии со статьей 304 УК РФ провокация взятки либо коммерческого подкупа - попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.
5.6. В соответствии с частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) незаконное вознаграждение от имени юридического лица - незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
6. Исходя из пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 24) предметом взяточничества и коммерческого подкупа могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Незаконное оказание услуг имущественного характера - предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.
6.1. Исходя из примечания 1 к статье 290 УК РФ размер взятки, предусмотренной статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, признается:
а) значительным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 25 000 рублей;
б) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 150 000 рублей;
в) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1000000 рублей.
6.2. Исходя из примечания 4 к статье 19.28 КоАП размер незаконного вознаграждения от имени юридического лица, предусмотренный данной статьей, признается:
а) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1000000 рублей;
б) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 20000000 рублей.
7. В соответствии с примечаниями к статье 285 УК РФ:
а) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, государственной компании, государственном и муниципальном унитарном предприятии, акционерном обществе, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
б) лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, - лицо, занимающее должность, устанавливаемую Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственного органа;
в) лицо, занимающее государственную должность субъекта Российской Федерации, - лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституцией или уставом субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственного органа.
8. Согласно примечанию 2 к статье 290 УК РФ и пункту 1 постановления Пленума ВС РФ N 24:
а) иностранное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор);
б) должностное лицо публичной международной организации - международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени, в частности, член парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лицо, занимающее судебную должность любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.
9. В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:
а) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 204, 204.1, 285, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ, - предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации;
б) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 304 УК РФ, - предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации;
в) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 204.2, 291.2 УК РФ, - дознание производится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации.
10. В соответствии со статьями 23.1 и 28.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 19.28 КоАП, соответственно:
а) рассматривают судьи;
б) возбуждаются прокурорами.
11. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВС РФ N 24 ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
12. В соответствии с примечанием к статье 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
13. В соответствии с примечанием к статье 204 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями 1 - 4 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
2.Обязанность администрации предпринимать меры по борьбе с коррупцией.
3.Определение структуры или должностного лица отвечать в организации за борьбу с коррупцией.
2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции
Организации рекомендуется определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и др. признаков.
Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, должны быть четко определены.
Например, они могут быть установлены:
- в антикоррупционной политике организации и иных нормативных документах, устанавливающих антикоррупционные процедуры;
- в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников;
- в положении о подразделении, ответственном за противодействие коррупции.
Рекомендуется обеспечить непосредственную подчиненность таких структурных подразделений или должностных лиц руководству организации, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в организации. При формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, необходимо уделить пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечить его необходимыми техническими ресурсами.
В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица, например, может включаться:
- разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;
- организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов руководству организации.
Противодействие коррупции в 2025 году. Законодательство, ответственные, штрафы.
Среда, 05 марта 2025
3895 просмотров
Коррупция остаётся одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию государства и общества. В Российской Федерации борьба с этим явлением ведётся на законодательном уровне, и в 2025 году продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на противодействие коррупции. В данной статье рассмотрим действующие и планируемые к вступлению в силу нормативные правовые акты (НПА) Российской Федерации, ответственных за их реализацию, а также предусмотренные штрафные санкции.
1. Действующее законодательство о противодействии коррупции
Основу антикоррупционного законодательства Российской Федерации составляют следующие ключевые нормативные акты:
2. Планируемые изменения в антикоррупционном законодательстве
В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в 2025 году планируется внедрение следующих изменений:
3. Ответственные органы и их полномочия
В Российской Федерации за реализацию антикоррупционной политики отвечают следующие органы:
4. Штрафные санкции за коррупционные правонарушения
Российское законодательство предусматривает строгие меры ответственности за коррупционные правонарушения, включая административные и уголовные штрафы:
5. Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение
В 2025 году особое внимание уделяется мерам профилактики коррупции, включающим:
В 2025 году российская политика противодействия коррупции продолжает развиваться, усиливаются контрольные и надзорные функции, внедряются цифровые технологии, минимизирующие коррупционные риски. Государство активно совершенствует нормативно-правовую базу, а также внедряет механизмы превентивных мер, направленных на снижение коррупции в различных сферах.
Для государственных и муниципальных служащих важно не только знать актуальные законодательные нормы, но и принимать активное участие в формировании прозрачной и добросовестной служебной среды. Соблюдение антикоррупционных стандартов и принципов открытости является неотъемлемым условием эффективного государственного управления.
4.Сотрудничество с правоохранительными органами по борьбе с коррупцией.
Порядок взаимодействия/сотрудничества
с правоохранительными органами в сфере противодействия
коррупции
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия/сотрудничества с
правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции (далее
– Порядок) разработан на основе Федерального закона от 25 декабря 2008
года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методическими
рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по
предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных
Министерством труда и социальной защиты РФ 08 ноября 2013 года,
Федерального Закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации», иных нормативных
правовых актов Российской Федерации.
1.2. Настоящий Порядок устанавливает общие правила организации
деятельности по взаимодействию с правоохранительными органами,
содержит описание процесса взаимодействия Государственного бюджетного
учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов Ветлужского района» (далее – Учреждение) с
правоохранительными органами.
1.3. Условия настоящего Порядка, определяющие взаимодействие
Учреждения с правоохранительными органами распространяются на всех
работников Учреждения.
2. Основные функции
2.1. Основной функцией является организация взаимодействия
Учреждения с правоохранительными и контролирующими органами по
вопросам предупреждения и противодействия коррупции, профилактики
правонарушений и преступлений.
3. Цели и задачи
3.1. Основной целью настоящих Правил является содействие
обеспечению законности, охраны прав и свобод граждан.
3.2. Основными задачами являются:
1
- осуществление профилактики правонарушений, в том числе
коррупционного характера путем организации взаимодействия с
правоохранительными и контролирующими органами;
- осуществление взаимодействия с правоохранительными органами по
своевременному реагированию на факты, приводящие к дестабилизации
работы Учреждения
4. Формы взаимодействия
4.1. Принятие на себя Учреждением публичного обязательства
сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях
совершения коррупционных правонарушений, о которых Учреждению
(работникам Учреждения) стало известно.
4.2. Сообщение в соответствующие правоохранительные органы о
случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало
известно Учреждению, закреплена за руководителем Учреждения.
4.3. Учреждение принимает на себя обязательство воздерживаться от
каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в
правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения
трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении
коррупционного правонарушения.
4.4. Оказание содействия уполномоченным представителям
контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими
инспекционных проверок деятельности Учреждения по вопросам
предупреждения и противодействия коррупции.
4.5. Оказание содействия уполномоченным представителям
правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению
или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-
розыскные мероприятия.
4.6. Руководству Учреждения и его работникам следует оказывать
поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами
фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и
передаче в правоохранительные органы документов и информации,
содержащей данные о коррупционных правонарушениях.
4.7. Руководство Учреждения и его работники не должны допускать
вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными
лицами судебных или правоохранительных органов.
5. Обязанности работодателя
5.1. Разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на
предупреждение правонарушений, выявление причин и условий,
способствующих их совершению.
2
5.2. Координировать деятельность работников с правоохранительными
и контролирующими органами, привлекать общественность к работе по
проведению профилактических мероприятий по предупреждению и
пресечению коррупционных правонарушений.
5.3. Рассматривать жалобы и заявления граждан по вопросам,
касающимся конфликтов интересов, обобщать и анализировать
поступающую информацию.
6. Обязанности работников
6.1. Соблюдать установленные правила внутреннего трудового
распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной и
конфиденциальной информацией.
6.2. Соблюдать установленный порядок работы со сведениями,
ставшими известными в связи с исполнением должностных обязанностей,
затрагивающими частную жизнь, честь и достоинство граждан.
6.3. Информировать руководство Учреждения и правоохранительные
органы о готовящемся или совершенном преступлении.
7. Ответственность
7.1. Работники Учреждения несут персональную ответственность:
- за разглашение конфиденциальных сведений, полученных при работе
с документами;
- за несоблюдение установленных правил внутреннего трудового
распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебной
информацией;
- за сокрытие ставших известными фактов о преступлениях
коррупционного характера, не информирование о них руководство
Учреждения и правоохранительные органы.
Особенности координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией
Коррупция как одна из системных угроз безопасности России предполагает комплексность мер со стороны государства и общества, согласованность их деятельности, объединение усилий всех органов и организаций на прочной законодательной и организационной основе.
В соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии коррупции" и Национальной стратегией противодействия коррупции Национальным планом противодействия коррупции определена программа действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, организаций и граждан.
В этой системе мер в качестве важного условия выступает координация правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией, осуществляемая органами прокуратуры. На необходимость совершенствования координационной деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере неоднократно обращал внимание Президент РФ, возглавляющий главный координирующий орган страны в данной сфере – Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" усилил координационный статус органов прокуратуры в обеспечении согласованности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Внесена ясность в существо понятий "противодействие коррупции" и "борьба с коррупцией". В ст. 1 Закона указано, что противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Таким образом, законодательно установлено, что понятие "борьба с коррупцией" у́же понятия "противодействие коррупции" и является составной частью последнего, а под борьбой с коррупцией понимается выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование не только преступлений коррупционной направленности, но и иных коррупционных правонарушений.
В Законе (ч. 6 ст. 5) Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры указаны в качестве координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Тем самым существенно расширен предмет координации, осуществляемой органами прокуратуры в сфере преодоления коррупции по сравнению с другими направлениями борьбы с криминальными явлениями. Расширенный предмет "прокурорской" координации определяют приказы Генпрокурора РФ, а также решения Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ.
Расширение предмета координационной деятельности прокуратуры влечет за собой необходимость уточнения круга ее участников. Выявление коррупционных правонарушений осуществляется не только правоохранительными, но и контрольнонадзорными органами, которые должны привлекаться к координационной деятельности, включая органы финансового, бюджетного и иного контроля, финансового мониторинга, счетные палаты и др.
Механизм и основные направления взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с коррупцией базируются также на положениях международных антикоррупционных договоров, участниками которых является Россия, а также используется международный опыт предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В прокуратурах субъектов РФ созданы подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, которые выступают организаторами координации.
В прокуратурах регионального и районного звеньев практикуется принятие отдельных планов основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Основой для выработки плановых мероприятий служит анализ и оценка тенденций коррупционной преступности и правоприменительной практики.
Особенностью информационно-аналитической работы, проводимой для определения приоритетных направлений координационной деятельности по борьбе с коррупцией, конкретных целей и прогнозирования предполагаемых результатов этой деятельности, планирования согласованных действий относится разнообразие источников информации, проведение анализа состояния коррупционной преступности и коррупционных правонарушений непреступного характера, причин и условий, порождающих коррупцию.
Особенностью координационной деятельности по борьбе с коррупционными правонарушениями является ведение отдельного учета и отчетности по данному направлению координации. В отчете по форме "К" предусмотрен самостоятельный разд. 9, в котором отражаются показатели о количестве проведенных координационных, межведомственных и иных совещаний, созданных межведомственных рабочих групп, осуществленных совместных выездов в регионы и т.д.
В сфере противодействия и борьбы с коррупцией требуется обеспечение взаимодействия внутри системы прокуратуры, упорядочивание деятельности межведомственных рабочих групп как одной из форм координации.
Инициатором организации основных координационных мероприятий по антикоррупционной тематике выступают специализированные подразделения, осуществляющие надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции. На них же возлагаются и обязанности организационного обеспечения проведения таких совещаний, подготовки информационно-аналитических материалов, справок, докладов, проектов постановлений координационных совещаний на основе взаимодействия с правоохранительными, контрольно-надзорными органами, органами государственной власти субъекта РФ и другими структурами.
Создание межведомственных рабочих групп является одной из форм координационной деятельности органов прокуратуры. В состав таких структур, являющихся своеобразным "штабом" по выявлению и разрешению актуальных проблем борьбы с коррупцией, должны входить наряду с представителями правоохранительных органов и должностные лица контрольно-надзорных органов.
Рабочие группы создаются совместным приказом (распоряжением, указанием) руководителей правоохранительных (а также и контролирующих) органов или постановлением координационного совещания соответствующих руководителей. Руководство этими группами осуществляется зачастую заместителями прокуроров субъектов РФ. В их состав включаются руководящие работники правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Полномочиями заместителя руководителя группы наделяется начальник специализированного подразделения по противодействию коррупцию (помощник или старший помощник прокурора субъекта РФ).
Согласованные действия правоохранительных и контролирующих органов создают необходимые условия по подготовке предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства субъектов РФ, региональных программ по противодействию коррупции.
Результативности координационной деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере способствует установление взаимных связей и деловых отношений в регионах с органами по координации деятельности в области противодействия коррупции, которые формируются в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Законом на них возложены обязанности при получении данных о совершении коррупционных правонарушений передавать их в соответствующие государственные органы, в том числе в прокуратуру для принятия необходимых решений. Для этого используются обмен информацией, участие в заседаниях этих органов, межведомственных совещаниях и других согласованных мероприятиях.
На муниципальном уровне особую значимость городские и районные прокуроры придают формированию и исполнению комплексных программ по борьбе с коррупцией.
Взаимодействие прокуроров с налоговыми инспекциями, органами Казначейства России, аппаратами контролеров-ревизоров городского, районного уровня состоит не только в обмене информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов, но и в привлечении специалистов этих органов для участия в прокурорских антикоррупционных проверках, в рабочих группах по подготовке координационных совещаний, а также в работе таких совещаний, в проведении занятий по повышению специальной квалификации работников правоохранительных органов.
Участие представителей СМИ в заседаниях координационных совещаний позволяет информировать население об антикоррупционной деятельности, в том числе правоохранительных органов, более действенно влиять на преодоление высокой латентности коррупционных проявлений, с помощью граждан активнее выявлять и предупреждать коррупционные правонарушения.
5. Кодекс Этики.
по противодействию коррупции
от 23 декабря 2010 года (протокол N 21)
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской
Федерации и муниципальных служащих
I. Общие положения
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 года N R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление N 19-10 от 26 марта 2002 года), федеральных законов от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - государственные (муниципальные) служащие).
3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее - государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.
6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.
7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.
8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.
9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.
18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса
29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
6. Борьба с неофициальными ответами и подделкой документов
Наказание за подделку документов: статья 327 УК РФ
Информация достоверна
Подделка любых документов – это уголовно наказуемое преступление. Несмотря на это, в России достаточно много случаев, когда подделывают печати и подписи. А в условиях пандемии участились случаи подделки медицинских справок и сертификатов о вакцинации. Далее в статье мы расскажем, что подразумевается под подделкой документов, какие бывают виды подделок, а также сколько дают за подделку документов в России.
О документообороте в РФ
Документооборот – это движение официальных документов. Отслеживается оно с момента создания документ до момента его исполнения и передачи в архив. Документы бывают нескольких видов:
входящие – те, которые поступают из других организаций;
исходящие – те, которые отправляются в другие организации;
внутренние – те, которые создаются в организации и используются ее сотрудниками.
Что такое официальный документ в законодательстве Российской Федерации не поясняется. Но исходя из определения Конституционного суда РФ №1677-О-О от 16 декабря 2010 года, официальный документ имеет два признака:
он издан официальным субъектом, либо предоставлен ему;
документ имеет способность к представлению, т.е. он может наделять правами или устанавливать обязанности для лица, которое им пользуется.
Обратите внимание, что все документы, входящие в документооборот коммерческих организаций не являются официальными. Не относят к официальным документам и договора, заключенные между физическими лицами.
Что такое поддельные документы
Подлог документов в УК РФ расценивается как серьезное преступление. Но для начала нужно определиться, что считается подделкой документов.
В соответствии с комментариями к статье 327 УК РФ под подделкой понимается незаконное изменение любого официального документа: самостоятельное исправление или изменение данных, переклеивание фото и т.д. Подделываться может как часть документа, например, фото в паспорте, так и полностью весь документ.
Официальными документами, которые чаще всего подделывают, являются:
документы, удостоверяющие личность;
дипломы об образовании;
листы нетрудоспособности;
водительские удостоверения;
доверенности, заверенные нотариально;
служебные удостоверения;
военные билеты;
удостоверения ветерана войны или труда;
пенсионные.
Но стоит отметить, что изготовление фальшивых документов еще не является поводом для привлечения к ответственности. В соответствии со статьей за подделку документов преступлением является изготовление фальшивых официальных бумаг с целью сбыта или предоставления заведомо ложных документов для получения выгоды.
Виды подделки документов
Существует несколько видов и способов подделки документов. По виду разделяют полную и частичную подделку официальных бумаг.
Полная подделка – это когда документ или бланк фальсифицирован полностью от реквизитов до печатей и подписей. Способы полной подделки следующие:
изготовление документа или бланка, используя специальную технику;
внесение данных, которые являются заведомо ложными;
фальсификация удостоверяющей подписи;
подделка печати, оттиска и/или штампа.
Частичная фальсификация – это когда в подлинном документе изменены отдельные разделы, например, реквизиты. Способами частичной подделки являются:
механическое удаление части текста;
внесение новых фраз, слов или знаков;
удаление текста документа с помощью химических реактивов или растворителей;
переклеивание фотографии;
замена некоторых частей подлинного документа.
Состав преступления
Состав преступления по статье 327 УК РФ является формальным. Преступление считается завершенным, когда изготовление поддельных документов завершено. Ответственность за подделку документов наступает только в том случае, если гражданин осознает, что он нарушает закон, а цель изготовления фальсификата – использование для получения личной выгоды.
Объектом преступления является нормальная деятельность органов управления и государственной власти, а также интересы и прав юридических и физических лиц.
Субъективная сторона – это прямой умысел и цель, состоящие в сбыте или использовании заведомо подложного документа.
Субъектом преступления является вменяемый гражданин в возрасте от 16 лет.
Уголовная ответственность за подделку документов
В соответствии с 327 статьей Уголовного кодекса Российской Федерации наказание за подделку документов грозит как тому, кто создавал фальшивый бланк, так и тому, кто приобрел и воспользовался им.
За фальсификацию документов с целью сбыть или использовать его для получения каких-либо прав или для освобождения от обязанностей грозит одно из следующих наказаний:
ограничение свободы на срок до 2 лет;
принудительные работы сроком до 2 лет;
арест сроком до 6 месяцев;
лишение свободы на срок до 2 лет.
Обратите внимание, что подделка копии документа, если она была сделана с целью получения личной выгоды также является уголовным преступлением.
За подделку паспорта или любого другого удостоверения, которое дает права или освобождает от обязанностей с целью использования или сбыта грозит:
ограничение свободы сроком до 3 лет;
принудительные работы на срок до 3 лет;
лишение свободы сроком до 3 лет.
Дают срок за подделку документов и тому, кто приобретает, хранит или перевозит фальшивые бланки, имея цель использовать их для своей выгоды, либо продать. Если гражданин приобрел, но еще не использовал фальшивку, ему грозит:
ограничение свободы на срок до 1 года;
принудительные работы сроком до 1 года;
лишение свободы на срок до 1 года.
За подделку документов грозит более суровое наказание, если фальсификат был создан, чтобы скрыть другое преступление или облегчить его совершение:
принудительные работы сроком до 4 лет;
лишение свободы на срок до 4 лет.
Наказание за использование заведомо поддельных документов следующее:
штраф в размере до 80 000 рублей, либо в размере дохода за период до 6 месяцев;
обязательные работы до 480 часов;
исправительные работы до 2 лет;
арест сроком до 6 месяцев.
Обратите внимание, что подделка госнаград Российской федерации, СССР или РСФСР также влечет за собой наказание по статье 327 УК РФ.
Мера ответственности определяется судом в зависимости от последствий и обстоятельств дела.
Стоит отметить, что предоставление в суд подложных документов наказывается по статье 303 УК РФ «Фальсификация доказательств».
Подделка подписи на документах
Подделкой подписи является имитация подписи третьего лица в документе. Осуществляться она может как с применением технических средств, так и без них. Наказание за подделку подписи может применяться по нескольким статьям. Так, в рамках статьи 327 УК РФ о подделке подписи можно говорить только в том случае, если она была осуществлена на официальном документе с целью получить права или освободиться от обязанностей.
Кроме того, ответственность за подделку подписи на документах может быть применена по статье «Мошенничество», если фальсификация была осуществлена с целью введения в заблуждение третьего лица для воровства имущества или незаконного получения прав на него.
Ответственность за подделку печати
Подделка печатей и штампов также является нарушением статьи 327 УК РФ. Наказание грозит как за создание, так и за хранение и использование оттисков, штампов и печатей. Кроме того, фальсификация печати может расцениваться также по статье 295 Уголовного кодекса РФ «Служебный подлог». В таком случае должностное лицо, которое исказило содержание документа, понесет более суровое наказание.
Подделка медицинской документации
Медицинские справки также являются официальными документами. Исключение составляют только медкнижки, которые не входят в документооборот медучреждений. Несет ответственность как врач за подделку медицинской справки, так и пациент, который приобретает и использует фальшивый документ. Кроме того, наказание за подделку медицинских документов для врача может применяться не только по статье 327 УК РФ, но также и по статьям 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», 292 Уголовного кодекса «Служебный подлог», 290 «Получение взятки» и 159 «Мошенничество». Таким образом, доктора за подделку справки могут лишить свободы на срок от 2 (по статье 327 УК РФ) до 8 лет (по статье 290 УК РФ).
Стоит отметить, что за подделку документов о вакцинации также грозит уголовная ответственность. Более того, накажут даже за фальсификацию результатов ПЦР-тест, а также за фальшивую справку медотвода.
Срок исковой давности
Срок исковой давности по статье 327 УК РФ составляет 2 года с момента совершения преступления. По истечении двух лет преступника привлечь к ответственности не представляется возможным.
Обратите внимание, что дела по статье 327 Уголовного кодекса подсудны мировым судьям по месту совершения преступления.
Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/criminal/nakazanie-za-poddelku-dokumentov/
© 2025 КР Центр (Карельский региональный центр права и публичной политики).